История

Компания Mazda была создана, благодаря упорству и предприимчивости Джуджиро Мацуда. Он родился восьмого августа, 1875 года, в семье рыбака в городе Хиросима, В четырнадцатилетнем возрасте Джуджиро Мацуда был отправлен в Осаку, изучать кузнечное дело. Через семь лет он основывает кузницу Matsuda-type pump. Но из-за убытков она в скором времени закрывается. Через одиннадцать лет делается попытка восстановить старое дело, но из-за нерентабельности, его предприятие терпит крах. Но эти неудачи не помешали ему заполучить немалое состояние. В 1920 году Мацуда возвращается в Хиросиму и приобретает значительную часть акций компании Abemaki, разорившуюся после первой мировой войны. Abemaki занималась обработкой пробкового дерева, и в дальнейшем была переименована в Toyo Cork Kogyo. Вскоре Джуджиро Мацуда стал ее президентом. В то время компания занималась лишь получением материалов из пробкового дерева и не имела отношения к производству автомобилей. У Toyo Cork Kogyo дела шли неплохо, и в 1927 компания перешла на промышленное производство. Затем компания лишилась слова Cork в своем названии, и стала называться Toyo Kogyo., Ltd. Начало деятельности обновленной компании началось с выпуска небольшой партии мотоциклов. В 1929 году Toyo Kogyo параллельно с производством мотоциклов стала изготавливать станки. В скором времени один из выпущенных мотоциклов выиграл заезд.
В 1931 году компания приступила к выпуску автомобилей. За торговую марку взяли имя зороавстрийского верховного бога света, которое было похоже на фамилию директора компании - Мацуда. Первые автомобили Mazda – это трехколесные грузовички в чисто японском стиле с объемом двигателя 500 куб.см. Через год Mazda начала экспортировать грузовики в Китай. Было разработано несколько моделей легковых автомобилей, но на серийное производство они пойдут только после второй мировой войны.
 
В 1945 году была произведена атомная бомбардировка Хиросимы, однако была разрушена только меньшая часть завода и, восстановив ущерб, компания приступает к выпуску компактных пожарных машин, стандартных грузовиков и тех же самых трехколесных грузовичков, но уже с объёмом двигателя 1157 куб.см. В 1951 первом году президентом компании становится Тенуджи, сын Джуджиро Мацуда. Джуджиро умирает спустя год, в возрасте 77 лет. В 1960 году “Mazda” приступает к выпуску легковых автомобилей. Первым выпущенным автомобилем стала Mazda R360. Она обладала двух цилиндровым двигателем объемом 356 куб.см., двухдверным салоном. Эта модель задумывалась для езды в городских условиях, была удобной и недорогой.
 
В 1960 году в Японию прибыл доктор Хаас, представитель немецкой компании NSU и предложил сотрудничество. После этого Джуджиро Мацуда посещает Германию, где заключает двухстороннее соглашение с NSU о сотрудничестве в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля. В 1961 году японским правительством одобряется ранее заключенное соглашение, и с этого момента начинается активное сотрудничество. Немного позднее компания впервые выпускает пикап – Mazda Proceed (B-series 1500). Спустя год выпускается новый автомобиль Carol. Он выходит в двух вариантах: Carol-600 – четырехдверный седан и двухдверный Carol-360. Модель Carol была схожа дизайном с семейством Ford Anglia. В 1963 году Mazda превысила отметку в один миллион выпущенных автомобилей. В этом же году, был представлен первый роторный двигатель произведенный компанией. В 1964 году появилось первое поколение Mazda Familia, с этого момента началась история легендарной марки. Начался экспорт автомобиля Mazda 800cc Station Wagon в Новую Зеландию. После строительства испытательного полигона Миоши, в 1965 году, Mazda приступает к активному сотрудничеству в сфере разработки дизельных двигателей с английской фирмой Perkins Services N.V. В 1967 году появляется модель Cosmo Sports (110S), в ней впервые был использован роторный двигатель. Компания начинает широкомасштабный экспорт автомобилей в Европу. В последующие годы появился целый поток автомобилей Mazda с роторным двигателем, модели выпускались одна за другой. 1968 год ознаменован выпуском Familia Rotary Coupe (R100). В следующем году выпускается R100 Rotary SS Sedan. В 1970 – Mazda Capella RX-2. В 1969 году Mazda открывает сборочный завод в Новой Зеландии и приступает к совместному производству автоматических трансмиссий с компанией Ford. В 1970 году начались поставки автомобилей в США.
 
В 1971 году выпускается очередная модель с роторным двигателем - Savanna (RX-3). В 1972 выходит Luce (RX-4), также с ротором. За предыдущие 10 лет компания выпустила 4 миллиона автомобилей, и к 1973 году их суммарное количество составило 5 миллионов, а экспорт достиг отметки в 1 миллион. Все бы продолжалась так хорошо, если не нефтяной кризис 1973 года. После подорожания цен на нефть использование автомобилей с роторными двигателями стало нерентабельным, так как они потребляли много топлива и масла, по сравнению с другими. Тем временем Род Миллен на RX-3 выигрывал ралли Новой Зеландии одно за другим с 1975 по 1977 год. В 1978 году поступает на производство Savanna RX-7. В этой модели был использован более экономный тип двигателя на роторно-поршневой основе, что позволяло машине, разгоняться до 200 км/ч. Род Миллен после иммиграции в США, два года подряд выигрывал гонки на Mazda RX-7. Компания Ford Motor приобретает 25% активов Toyo Kogyo.
 
По итогам 1980 года Модель Familia становится автомобилем года в Японии. К этому времени автомобили Mazda приобрели значительную популярность в мире. В 1981 году появляются её представительства в США и Европе. В 1982 году Capella признана автомобилем года в Японии и в 1983 - лучшим импортным автомобилем по рейтингу американского автожурнала Motor Trend. Также Capella удостоилась различных зарубежных наград и титулов. В Миоши сооружается исследовательский центр аэродинамических испытаний. Выпускается новый вид микроавтобусов - Bongo/Bongo Brawny . Компания Mazda скупает 8% акций Kia Motors и заключает с ней финансовый союз. С 1984 года компания носит новое название - Mazda Motor Corporation. В 1986 году по рейтингу журнала Motor Trend Savanna RX-7 признается зарубежным автомобилем года. Этот же автомобиль устанавливает новый рекорд скорости - 383,724 км/ч в классе SCTA’s C/Grand Touring в Бонневиле. В 1987 году выпускается Savanna RX-7 в кузове кабриолет, в память о двадцатилетие первого автомобиля Mazda с роторным двигателем. На сборочном заводе в Мичигане начинается выпуск автомобилей. Приступает к работе исследовательский центр в городе Йокогама. Начинается выпуск модели Ford Festiva (121) на заводе компании Mazda. Для удобства проведения операций с США, в 1988 году открываются представительства на территории северной Америки - Mazda Motor of America Inc. и Mazda Research and Development of North America, Inc. (MRA). В Америке поступает на продажу модель MPV. Компанией Mazda разработано покрытие Hi-Reflex – новая технология окрашивания. В 1989 году выпущен родстер MX-5 Miata и показан на автосалоне в Чикаго. Этот автомобиль получил большую популярность и славу из-за удачного сочетания привлекательного дизайна и невысокой цены. Поступил в продажу автомобиль Autozam Carol. Начались поставки в Японию машин Citroen BX и Citroen AX, 1989 и 1990 году соответственно.

 
В начале девяностых в Японии появились автомобили: Revue (121), MPV, Eunos Cosmo (с автомобильной навигационной системой), Autozam Revue (121). По итогам 1990 года, MX5 признана лучшим автомобилем в Новой Зеландии, а Mazda превзошла рубеж в 25 миллионов автомобилей, причем RX-7 было выпущено один миллион экземпляров. Появилось представительство компании в Германии. В 1991 году в Японии появляется седан класса «люкс» Sentia (929), в Токио был показан концепт HR-X с ротором, в качестве топлива использующий водород. Mazda 787B оказывается лучшей в суточной гонке Le Mans (Это настоящая сенсация: впервые за всю историю гонки побеждает автомобиль японского производства, и впервые побеждает автомобиль с роторным двигателем). Выпускается новый седан – Cronos. В Японии организуется Efini – новый канал для продаж. В 1992 году общее количество проданных MX-5 во всем мире составило 300 тысяч. Модель RX-7 побеждает в 24-часовом заезде в Дайтоне в классе GTU и это была одиннадцатая победа подряд. Представительство компании Mazda в Мичигане, США, меняет свое название на AutoAlliance International, Inc. (AAI), 50% акций которой принадлежит Ford. В продаже в Японии появляется MX-6 (через канал продаж Eunos) и AZ-1, специально выпущенная на продажу для японского рынка (через Autozam). Начинается выпуск двухместного микромобиля - AZ-1 и автомобиля Eunos 500 (известного также как Xedos 6). Компания начинает заботиться об окружающей среде, появляется экологическая политика – «Глобальная экологическая хартия Mazda». Начинает использоваться нейтрализующий катализатор, восстанавливающий масло из всех существующих видов пластика и пластиковый композит многократной переработки. Приступают к работе экспериментальные заводы по переработке использованных пластмассовых бамперов и последующей сборки новых. В 1993 году автомобили Mazda начинают продаваться на филиппинских островах. Заключено соглашение с компанией Ford для увеличения конкурентоспособности автомобилей. На франкфуртском автосалоне представляются HR-X2 и прототип модели Eunos 800 (Xedos 9). В Японии поступает в продажу новый спортивный компактный автомобиль – Mazda Lantis. Спустя год, компания открывает музей, где выставлены на показ практически все модели Mazda. Начинается разработка грузовика функционирующего на жидком газе и электромобиля на основе фургона E-класса. В Китае и во Флориде приступают к работе тренировочные центры Mazda, представлен новый минивэн – AZ Wagon. Mazda становится первой компанией-обладательницей экологического сертификата ISO 9002 среди японских автопроизводителей. В 1995 году общее количество выпущенных автомобилей составляет 30 миллионов, и в Японии производится 10-миллионый экземпляр Familia (323). Открывается представительство в Португалии. Mazda приступает к тестированию автомобилей с водородными двигателями. Поступает на продажу Bongo Friendee. Ford увеличивает свою долю на 18.4%, и президентом компании становится Генри Уоллис. В Японии поступает на продажу Mazda Demio, которая в дальнейшем становится автомобилем года в Японии. На европейском авторынке появилась модель 121, выпускаемая на заводах Ford. Mazda начала использовать информационную технологию производства - “Mazda Digital Innovation (MDI)”, которая многократно повышает эффективность изготовления автомобилей на всех стадиях производства. Компания приобретает сертификат ISO 9001 раньше, чем другие японские автопроизводители. В 1997 году у Mazda меняется логотип – стилизованная буква “M” в виде крыльев. Возобновляется поставка автомобилей на Тайвань. Новым президентом компании становится Джеймс Миллер. Начинаются разработки модели Demio FCEV на основе топливных ячеек. В 1998 году кампания Mazda становится участницей союза Ford/Daimler-Benz/Ballard для совместной разработки технологии топливных ячеек. Приступает к работе консультативный центр по трудоустройству женщин. Mazda все больше укрепляется на европейском рынке. Появляются модели с турбодизельным двигателем, обладающим непосредственным впрыском. В 1999 году отмечается десятилетие со дня первого выпуска MX-5. Укрепляется партнерство с Mitsubishi, которые приобретают небольшие коммерческие автомобили. Выпущены новые автомобили - Tribute и Premacy. Улучшаются условия работы для женщин. Очередная смена президента компании, которым становится Марк Филдс.

 
В 2000 году появляется официальный сайт компании, основывается “e-Business Enabling Office”. Огромное внимание уделяется увеличению эффективности взаимодействия с покупателями через Интернет. Меняется дизайн у Mazda Roadster, которая попадает в книгу рекордов Гиннеса. В Детройте был представлен концепткар RX-Evolve, прототип нынешней RX-8. Проведены совместные испытания автомобилей на топливных ячейках с Daimler Chrysler Japan Holding и Nippon Mitsubishi Oil. На токийском автосалоне 2001 года показана модель Atenza и пробная версия RX-8 с ротором Renesis. В то же время испанский завод Ford в городе Валенсия становится европейской базой для изготовления небольших автомобилей Mazda. Roadster удостоился главной награды автосалона - «Auto Color Award 2001». Mazda увеличивает область применения материалов из утилизированных пластмассовых бамперов. У многих моделей Mazda появляются новые «спортивные» модификации. В 2002 году выпущена спортивная модификация автомобиля MPV – Sports F, в разработке которого активное участие принимали женщины. Mazda участвует в праздновании столетнего юбилея Ванкеля – изобретателя роторного двигателя. Автомобили Mazda начинают продаваться в Китае, и одновременно появляется модель 323. Mazda впервые применяет технологию экологически безопасного покрытия и разрабатывает собственную кадровую политику.
 
С недавнего времени, Mazda не производит люксовые автомобили и делает основной упор на изготовлении спортивных машин, а также легковых автомобилей малого и среднего класса. Такая производственная политика считается наиболее перспективной и эффективной для будущего успеха компании. Знаменитую спортивную модель RX-7 заменила RX-8.
 
Компания тесно сотрудничает с Ford (владелец половины активов Mazda). Компанию Mazda c уверенностью можно назвать мировым автопроизводителем, сборочные заводы которого располагаются в более, чем двадцати странах мира, а автомобили продаются в 120 государствах.